Статья. А.Ф. Кони. Речь. Федор Михайлович Достоевский.

«Академия риторики» — место, где обучают успешной речи.

Здесь проводятся корпоративные и открытые тренинги, курсы и индивидуальные занятия по темам, напрямую связанным с речью.

Знания и опыт, которые приобретают участники на тренингах, легко применимы в реальной жизни, способны изменять и позитивно влиять на неё.

Статья. А.Ф. Кони. Речь. Федор Михайлович Достоевский.

Я просил нашего председателя разрешить мне выйти из пределов программы сегодняшнего заседания Юридического общества, чтобы сказать несколько слов в память человека, перед гробом которого в эти последние дни пролито столько искренних слез и чей прах был предметом такого величавого выражения скорби. Я не опасаюсь, что меня спросят: "Какое отношение может иметь Федор Михайлович Достоевский?"... Когда после обильной трудом и душевными тревогами жизни закрывает глаза человек, подходивший к вопросам, составляющим нашу специальность, со своей собственной, особой, оригинальной художественно-психологической стороны, - мы имеем право - нет! более, чем право, - мы обязаны помянуть его и хоть в немногих словах вспомнить, как относился он к этим вопросам. 

Три вопроса, неравных по объему, но равносильных по значению, возникают перед человеком, который, познакомясь в теории с уголовным правом, впервые касается на практике обширной и темной области действий, называемых преступлением. Прежде всего является вопрос о живом содержании преступления, - не как отвлеченного понятия о нарушении норм, а как конкретного, осязательного явления. Теория дает общие положения, указывает руководящие начала, определяет состав каждого преступления, - но его сокровенное содержание не вмещается в ее рамки. Совокупность влияний, порождающих преступление, и та внутренняя борьба, которая должна происходить в человеке между волею и страстью, между совестью и влечением, прежде чем он решится на роковой шаг, - ускользают от теории. Она может наметить лишь стадии в развитии преступления, указать станции на ее пути, определить самый путь - может сказать: «это приготовление», «а это уж покушение», «а вот это совершение», - но она не в силах развернуть перед нами картину внутренней движущей силы преступления и того сцепления нравственных частиц, в которых эта сила встречает себе противодействие. 

И вопрос о внутреннем содержании преступления, о том - каким образом порочная наклонность, ложная идея победили и страх наказания, и привычку подчиняться условиям общественного быта - остается открытым перед юристом, в помощь которому является одна теория права. Она указывает ему на преступление как на проявление вражды против общественного порядка, описывает подробно свойства и вооружение врага и по большей части оставляет его лицом к лицу с неизбежным жизненным вопросом о том, как дошел этот враг до того, чтобы сделаться таковым... 

Судьба благоволила к нашему развитию в этом отношении. Она нашла человека, который сумел дать именно такой ответ, - она дала нам Федора Михайловича Достоевского... 

(фрагмент речи)
Вернуться к списку